Сферические львы, орлы и куропатки, рогатые олени, гуси, пауки в вакууме

Тема в разделе "Человеческий опыт", создана пользователем Мила, 31 янв 2017.

  1. Мила

    Мила Администратор

    Есть такой феномен: ровно до того момента, когда идея начинает совпадать какими-то элементами со смыслами и мотивацией личности, сия личность, имея навык полемики, критического анализа и пр., эту идею относит, скажем, как принято в некоторых кругах это называть, к области, где обитают розовые сферические единороги. А вот уж если что-то совпало - идея становится хорошего тона.
    Много раз приходилось этот феномен наблюдать, причём не в каких-то ярких, контрастных формах, когда отрицают всё угловатое и твёрдое и признают только округлое и мягкое или наоборот, но даже в самых тонких нюансах: вот эти народные снадобья - чистое шарлатанство, а вот эти целительные рецепты великолепны; вот эта книга - полный бред, а вот эта её переработка - почти Истина, а переработка переработки уже сама Истина и так далее.
    Этот феномен проявляет себя по разному (ведь смыслы и мотивация у всех свои). Причём, чем меньше логических оснований для деления потока информации на бред и истину, тем ожесточённее это деление отстаивается. Видимо, все эти "веления души" так бесконтрольны, что для личности их власть не просто сильна, но и устрашающа, и веления эти исполняются со страхом, усердием и нарочитостью верного слуги. И мало кто этому не подвержен.
    Это я всего лишь мысль записала. Ничего личного и ничего требующего исследований и обсуждения.
     
  2. Мила

    Мила Администратор

    "Искусство - это когда человек что-то делает один".
    Алексей Балабанов

    Однажды на этом форуме мне захотелось поразмышлять о жизнеспособности и успешности проектов, которые реализуются не одним, а несколькими авторами.
    Под понятие таких проектов попадают не только сайты и форумы. История таких проектов так же стара, как история человеческой культуры. Это всяческие мистерии, музыка, театр, книги, кино - всё, что люди делают сообща.
    И вот мой старый сетевой друг высказался в близком мне ключе. Только он - оптимист, он щедро выделил талантливому творчеству целых 5%.

    "За последние несколько дней выслушал от друзей целый каскад сетований на плохую литературу / дурные спектакли / некачественную музыку. Не могу сказать, что эти печали разделяю, поскольку для меня "Правило 5 процентов" является догмой.
    Если вы не в курсе, то звучит оно так. Из всего потока творческих продуктов лишь 5% являются заслуживающими внимания. Из этих 5% только 5% являются талантливыми и инновационными. А, в свою очередь, из них лишь 5% являются гениальными.
    Если вы воспринимаете каждый второй посмотренный концерт, выставку или спектакль отличным/восхитительным/прекрасным, то скорее всего, у вас проблемы со вкусом. А если вы сетуете на недостаточное количество качественного творческого продукта вокруг - у вас проблема с объективным восприятием реальности".

    Николай Халезин

    Я же не просто отвожу на творческие удачи среди творческого шлака 3%. Думаю, среди всего количества труда "отдельно взятого" художника настоящих удач не больше. И даже внутри одной творческой удачи, наверное, можно наскрести только 3% по-настоящему ценных находок.
    Лишь одна тридцать третья от всего создаваемого людьми стоит долголетия и, возможно, вечности.
     
    Лис нравится это.
  3. Мила

    Мила Администратор

    Это я ещё об интеллекте и плодах его работы рассуждала. А те же "веления души" распространяют свою власть и на культуру. И если люди творческих профессий имеют более многообразную, богатую мотивацию, то потребители их плодов труда обходятся теми же "велениями", в поп-культуре - совершенно точно.
    Разница между массовым потреблением и созиданием - это разница между довольством собой и вечной неудовлетворённостью.
    Художник не любит себя, вмешивается в природу, спорит с философиями и религиями, с Создателем (если это часть его картины мира), создаёт новые вечно рассыпающиеся миры, страдает из-за этого, деятелен, даже когда не прикладывает ни к чему рук, и вечно ищет новое в сфере неизвестного. Потребитель тешит свою натуру, примеривается и взвешивает, достаточно ли получает удовольствия от предложенного ему культурой, собирает коллекции из того, что "вкусно", раскладывает по "вкусности" и по "невкусности" всё, до чего дотягивается, он празден и, уж конечно, любит себя - ценит свой вкус, не прощает, если в его вкусе усомнились или вообще не считают его важным, балует себя приятным и красивым, ищет всегда подобное тому, что уже доставило ему удовольствие, и тех, у кого такой же вкус, как у него, и так далее.

    Андрей Тарковский признавался, что не любит себя, и сомневался, смог бы он творить, если бы себя любил. В этом есть смысл. Если кому-нибудь и кажется, что художник ищет удовлетворение и гармонию, то это весьма далеко от правдивого описания того, чем мы занимаемся.
    Равновесие и покой - не то, ради чего всё это делается.
     
  4. Мила

    Мила Администратор

    Когда сороконожку спросили, с какой ноги она начинает свой танец, она застыла и больше не танцевала. Кажется, так и умерла, застыв. Кажется, её спросил какой-то завистливый червячок или жучок, который не мог танцевать, как сороконожка, не помню. А могла бы спросить и большая птица, чтобы просто прекратить это мельтешение и спокойно сороконожку съесть.
    Это я о чём? Все эти вопросы "В чём смысл жизни?", "Кто ты?", "Что есть Истина?" и так далее - это вопрос "С какой ноги ты начинаешь свой танец?" Не все люди способны размышлять об этом и продолжать тот "танец", который они исполняют по своей природе так хорошо. Многие утопают в "вечных вопросах" и перестают делать своё дело. Или даже не начинают его делать. Или вообще не успевают понять, в каком материале они могли бы оставить память о себе, как о прекрасной танцующей сороконожке. Особенно если мудрецы подсказывают, что все эти танцы сороконожек по сути суета не познавших Истину, что всё тлен.
    А по мне культура в целом - и материальная тоже, да, - ценнее философской мысли. Бесконечная (или очень, очень длинная) цепь, делающая бессмертным (или хотя бы долгоживущим - нам ведь по причине краткости жизни это всё равно) людской мир, творится теми, кто Истину не познал. Танцующими сороконожками.
     
  5. Мила

    Мила Администратор

    Откуда-то взялись те, кто не верит в то, что Земля круглая. Им никто по-настоящему слова не давал, а жаль - интересно было бы узнать, что там, за горизонтом, в их реальности. А может, и не интересно.
    А мне вот кажется, есть множество людей, не верящих в собственную смертность. Им тоже никто слова не давал, потому трудно представить масштаб этого заблуждения. Я не про тех, кто верит в Рай и Ад или Космическое Сознание (хотя о них стоит потом ещё раз упомянуть). Я про тех, кому весь этот мир видится большой декорацией вокруг их персон, где статисты, ненастоящие люди, страдают, болеют, умирают, служат для развлечения их, настоящих, а они, настоящие, будут жить вечно. Причём не очень точно здесь множественное число - это про того, кто, единственный, находится в центре мироздания и всё это наблюдает. Думаете, это такой психически больной персонаж, мнящий себя сверхчеловеком? Нет, такой человек может и не мнить себя высшим существом. Просто он не верит, что с ним может случиться всё то же, что и с другими, что он в конце концов умрёт. Мы все в определённый период в раннем детстве переживали подобное - пока не осознали физическую суть бытия. Вы все это помните, вы помните тот первый кризис осознания смерти, который преследует нас потом всю жизнь в разных ипостасях. А этот "бессмертный" однажды избавился от смертного страха, решив бесповоротно, что всё это - такая большая игра, где он останется цел.
    Большим подспорьем для многих из этих людей является вера в загробный мир. Как ни странно, из лагеря "бессмертных" в религию ударяются самых трезвые. Ведь трудно пронести через всю жизнь, если ты не слабоумный, убеждение, что всё происходящее не имеет к тебе отношения. Зато среди менее трезвых там полно счастливых идиотов, которые любят рассказывать, насколько они особенные: все беды обходят их стороной, все их враги умирают, если помыслят что-то против них. Они постоянно болтают о своей вечной молодости и потрясающей удачливости, по этим признакам их легко заметить среди людей. Но есть и тихие "бессмертные", конечно, особенно если среда не позволяет говорить о таких вещах вслух.
    Они не страдают, если не способны к созиданию, без сожаления убивают время, не пишут завещаний, избегают говорить, что будет через много лет, в старости черствеют и лишаются сострадания. Словом, по всем признакам - высшие, бессмертные существа.
     
  6. Мила

    Мила Администратор

    Наблюдаю в сети вялотекущую дискуссию про харрасмент и про возможность договора между женщиной и мужчиной о сексуальном контакте.
    За крайностями наблюдать, конечно, интереснее.
    С одной стороны, прикосновения мужчины к женщине любой степени тяжести и многолетней давности сломали за очень короткое время уже не одну судьбу. Женщины, оседлав волну, хищно поглядывают в сторону тревожно замерших мужчин и прикидывают, какую из медиа-фигур ещё завалить, вспомнив о его ладони на своей коленке во времена трепетной юности. И "всевымужикитупыеживотныеодногохотите" в связке.
    С другой стороны, новость про принятие в Швеции закона о необходимости женского согласия на секс становится темой для похабных шуток уязвлённых сторонников бури и натиска. Пикантный аспект в том, что теперь на защиту старого доброго приставания встали и женщины. Оставьте, сказали они, нам нашу хорошо выученную роль тёлочек. Не тащите нас, сказали они, в этот холодный мир равноправия и взаимного уважения из тёплого уюта кабинетов с диванчиками и подушками. Не мешайте нам, сказали они, продолжать манипулировать сильными грубыми мужчинами с помощью нашей хрупкости, ранимости и соблазнительности. Пусть, сказали они, мужчины остаются управляемыми самцами.
    И как же интересно смыкаются эти полярные позиции. Мужчины, в любом случае, - самцы, женщины, соответственно, - такие суки (когда они мстят мужчинам) и такие тёлки (когда им всё это нравится).
    Истина, конечно, опять ни на одном из полюсов, а где-то рядом, между этими крайностями.

    И я вот думаю, как нашу человеческую цивилизацию изуродовала религия.
    Ведь секс - это естественная потребность человека. Если бы не мораль многовековой выдержки, подкреплённая церковными нормами, вся культура могла быть иной, насилия и несчастных загубленных жизней было бы многократно меньше, история была бы другая. И не только оттого, что свобода была бы иного качества, чем та, которой хотим мы в своей специфической несвободе. Не было бы уродливой антитезы этой удушающей морали, противостояния моральности и аморальности, правильности и неправильности.
     
  7. Мила

    Мила Администратор

    Пишут тут: с возрастом пропадает желание делиться опытом потому, что "и так все всё знают". Это, конечно, есть. Когда делятся, хоть на какую-то уникальность и драгоценность опыта да надеются.
    Но однажды и будучи уверенным, что есть нечто важное и, наверное, нужное людям, смолчишь. И никак не рационализируешь это.
    Вот тут и начинается молчание без всяких "потому что", не прилагаемое к каким-то оценкам, к самооценке, без нужды в подпорках, настоящее, как смерть.
     
  8. Мила

    Мила Администратор

    Ну, раз уж день философа.
    Иду из бани. В переулке без фонарей и автомобилей ярче всего светят звёзды. Останавливаюсь, задрав голову. Звездам числа нет, бездне дна.
    И под ними - я, пылинка на Земле, которая - пылинка в галактике, которая - пылинка во Вселенной. И свет летит ко мне, начало и конец которого в силу моей ничтожности мне неведом, и потому свет кажется вечным.
    Мда, всё-таки осознание - сила, и самая главная сила его в понимании и принятии полного человеческого бессилия.
     
  9. Мила

    Мила Администратор

    Какая-то полумысль посетила меня сегодня (и не в первый раз).
    Некоторая часть людей со временем (в зрелости или старости, а бывает, и смолоду) "удаляется в скит", "на маяк", "в лесничество" - не в прямом смысле, а образно говоря. Такие вещи принято объяснять личной драмой, а то и трагедией, или - с некоторой долей осуждения - тем, что слишком много некоторые о себе думают, человечество, видишь ли, им не угодило.
    Кроме уважительных причин в виде драм и трагедий, недописанных рукописей и картин, мне кажется, есть ещё одна уважительная причина - отсутствие причины. Люди уходят без обиды на человечество, без всяких горьких открытий относительно кого-то или самих себя, никого этим не наказывая. И не в ретрит, не медитировать, не искать бога, а просто сообразуясь со своей природой.
    Это как с клише, которое применяют, представляя себе чужой личный мир. Радость и горе обязательно должны сопровождаться полоумным поведением. Если радость и горе у кого-то не похожи на поведение ребёнка или сумасшедшего, да и вообще мало чем отличаются друг от друга, то бишь не проявляются ничем особым, - с ним что-то не так...
    Не хочу додумывать эту мысль. Мне-то она понятна.
     

Поделиться этой страницей